История родного села
Сотни и тысячи лет тому назад наши земли были степью, покрытой высокой травой с островками кустарников, в которых прятались хищники. Только небольшие участки вдоль речек были обработаны и превращены в поля. Степи же были уделом кочевников. Там паслись многочисленные табуны лошадей, отары овец и стада коров. Проносились всадники на низкорослых степных лошадях, с длинными копьями и неизменным луком. Иногда слышался скрип многочисленных повозок, запряженных 2-3-мя парами волов переселяющегося рода на новое место кочевки.
А с VIII века до нашей эры благодаря письменным источникам соседних народов впервые становятся известными названия племен и народностей Северного Причерноморья, Крыма и Северного Кавказа, населявших эти земли: киммерийцы, скифы, сарматы, тавры, спады, месты, половцы, керкеты, зихи, геннохи, колхи.
В частности, нашу землю, где мы сейчас проживаем, населяли племена половцев, о чем свидетельствует найденная на полях колхоза имени Ленина каменная баба. А для половцев такие памятники и были наиболее характерны. (Из книги «Курганы рассказывают», автор профессор Н.В.Анфимов, 1982 г. Краснодарское книжное издательство).
По нашему летоисчислению, вплоть до XVII века наши земли занимали кочующие калмыки, которые жили в основном за счет скотоводства.
Первыми поселенцами на территории Ставропольской губернии были хоперские казаки, строившие в царствование Петра I крепости по линии Терек – Дон и охранявшие южные окраины России от набегов нагайских татар.
Основание Ставропольской крепости относится к 1711 г. (Из данных Географического словаря «Полное Географическое описание нашего отечества» под редакцией В.П.Семенова изд. 1910 г.)
Позже вокруг крепости селились отставные низшие чины и дети служилых людей.
С 1782 года по указу царицы Екатерины II земли Ставропольщины начали наделять в собственность дворянам, и к этому времени относится заселение территории крепостными крестьянами.
В 1820 году на месте, где сейчас расположено село Белая Глина, хутором поселился крестьянин из Воронежской губернии Рябошапка. Тогда здесь было много свободной земли, а по берегам реки Меклета (или, как ее раньше называли, Метлота) росли непроходимые камыши, сочная роскошная трава покрывала степь.
Хутор быстро увеличивался за счет новых поселенцев, приехавших большей частью из Воронежской губернии. В 1830 году из хутора образовалось село Белая Глина, получившее свое название от большого количества глины, добываемой на одной из площадей «Глинище» (данные из «Памятной книги» Ставропольского губ. стат. комитета 1873 года).
Недолго, однако, жила радость в хатах белоглинцев. Летом 1835 года на их посевы и жилье обрушился страшной силы ураган. Бушевавший несколько суток черный смерч разорил семьи, подорвал их житейские устои. Более того, - люди еще не пришли в себя от лютого бедствия, как вспыхнули голод и его неминуемый спутник – холера. А тут от чьей-то неосторожности в 1862-м случился еще и большой пожар, при сильном порывистом ветре уничтоживший почти половину села.
Многие бросали за плечи котомки и отправлялись в путь-дорогу за подаянием или в поисках лучших мест. Иного выхода в ту пору и не было, так как государственная власть, царские чиновники и не думали беспокоиться о простом человеке-труженике, стояли в стороне от людской беды.
К тому времени оставшийся в живых младший сын Рябошапки - Николай – мужественно переносил свалившиеся на плечи житейские тяготы. Правда, иногда подумывал вслед за другими подняться с насиженного места и покинуть село, но он твердо помнил наказ отца: «Обжитого угла не бросай. На одном месте и камень мхом обрастает».
Бросить-то Белую Глину он не бросил, но и камень на одном месте тоже слишком долго не обрастал. Все так же Рябошапка-младший пахал землю, засевал ее отборным зерном да семенами огородных культур; как и другие, неминуемо залезал в долги к местному богатею старообрядцу Петру Волкову, от урожая платил ему бешеные проценты.
В селе имелось 1867 дворов, 2104 домов и две деревянных церкви на каменных фундаментах: одна - в честь Пресвятой Троицы, а другая – в честь с. Николая Чудотворца. Каждая церковь обошлась в 56000 рублей. Церковной земли в селе было 190 десятин. По окладным листам 3443 ревизских души, а по семейным спискам - 5733 мужского пола и 5670 женского пола наличных душ. Лиц, не причисленных к обществу, насчитывалось 760 д.м.п. и 640 д.ж.п. Коренные жители села состояли из малороссов и великороссов, переселившихся сюда большей частью из Воронежской губернии.
Население-православного вероисповедания, - повествует автор далее. – Издавна в селе существовало две секты: старообрядцы австрийского толка и беспоповцы. Первая секта насчитывала своих последователей 50 человек, а вторая – до 58. Дальнейшего распространения этих сект не замечалось.
По владенной записи село имело 44719 десятин удобной и 750 неудобной земли. Душевного надела на ревизскую душу приходилось 12 десятин 82 сажня, а на наличную-7 1/2 дес. Местный торговец, старообрядец Петр Волков, имел собственный участок земли из 500 десятин. Большинство жителей имели огороды, а в 20 дворах были фруктовые сады. В огородах в небольшом количестве сажали все огородные растения.
Село богато водой: почти в каждом дворе были колодцы и, кроме того, существовали 6 ставов (прудов). Но хорошая вода была в немногих колодцах, в большей части она горько-соленая на вкус. Самая лучшая родниковая вода, находилась в центре села, но невежество населения являлось причиной крайне небрежного содержания этого родника. Жители пили лучшую воду, а скоту брали из всех колодцев и ставов. Вне села, по разным направлениям и в разных местах степи, имелось 14 колодцев. Во всех источниках вода никогда не пересыхала и всегда бывала в изобилии.
Жители занимались главным образом земледелием и скотоводством. Село не очень часто страдало от засух и считалось среднеурожайным. Из хлебных растений здесь сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, лен и гречиху. В большом количестве культивировали пшеницу.
Землю пахали покупными железными плугами, букарями и оралами. В них впрягали 2-3 пары волов или лошадей.
Село имело еще 8 паровых молотилок, 2 веялки и 2 косилки. Земледельческие орудия покупались крестьянами у местных торговцев почти всегда за наличные деньги. Средним числом село в год покупало 10-15 плугов и 5-10 веялок.
К переписи 1897 года село имело паровую в 8 лошадиных сил общественную молотилку, за которую заплатили 5600 рублей. Главная цель приобретения этой молотилки - обработка хлеба, который снимали с площади в 600 десятин, находящейся под общественной запашкой. Урожай составлял 1500 четвертей хлеба, а в хороший год – до 3000. По окончании обмолота общественного хлеба молотилку отдавали внаймы частным лицам.
Скотоводством, как и земледелием, занимались почти все жители. В селе насчитывалось 5259 лошадей, 9630 голов рогатого скота, 21400 овец, 400 коз и 3540 свиней.
Многие жители села занимались извозничеством. По количеству промысловых изделий село считалось в числе первых в губернии. Более других было развито гончарное, кожевенное и овчинодельное производство. Многие жители занимались варкою разных сортов квасу. Женщины в зимнее время ткали холсты, ковры, делали пояса; предметом заработка для некоторых служило вышивание белья.
В Белой Глине была развита торговля. Пшеницу у жителей скупали скупщики и ссыпщики-русские, греки, армяне и евреи. Закупленный хлеб они отправляли частью в Ростов-на-Дону, а частью – в г. Новороссийск. В средний урожай пшеницы продали в селе 15000 четвертей, а в хороший - более 20000. Скот продавали на местных ярмарках. От продажи его выручалось в год 3000 рублей. В селе 5 мануфактурных лавок, 5 бакалейных, 2 галантерейных, 23 мелочных, 4 винных склада, 18 питейных домов, 2 трактира, 2 ренсковых погреба, 5 мельниц с конным приводом, 3 водяных, 35 ветряных и 1 паровая, 5 овчинодельных заводов, 16 гончарных, 1кирпичный, 4 маслобойни, 1 пивомедоваренный. Все промысловые изделия сбывались также на местных ярмарках. Глина добывалась на площади «глинище» и продавалась не только на месте, но еще в большом количестве развозилась по другим селам.
Два раза в год в селе собирались многочисленные ярмарки: весенняя - в день Вознесения Господня и осенняя – в день Рождества Пресвятой Богородицы. Базары проходили ежедневно - по понедельникам.
В селе была довольно хорошо устроенная каланча с постоянно находившемся на ней сторожем для наблюдения за пожарами. Была также – что большая редкость в селах – более или менее правильно организованная пожарная команда, состоящая из 16 человек. При ней было 7 пожарных наосов, 10 бочек с водой. Для разъездов по делам службы должностных, лиц село имело 6 троек обывательских лошадей, содержание которых стоило 6060 рублей в год. Волостное правление села помещалось в доме, имеющем 4 комнаты.
На дело народного образования общество расходовало мало денег. Имелось только два одноклассных училища М.Н.П. (министерства народного просвещения). Было еще два училища церковно-приходских одноклассных, но содержание их не обременяло общество. Годовой бюджет одного из министерских училищ равнялся 760 рублям, а другого – 730. Здание первого из них - старое, купленное в 1879 году на слом, стояло на болотистом месте и вообще совершенно не соответствовало своему назначению. Постройка его обошлась в 5000 рублей. Второе министерское училище - новое, построено в 1885 году стояло на площади, в сухом месте. На его строительство израсходовали 5600 рублей.
В обоих школьных зданиях было отведено для учителей по 2 комнаты с кухней. При зданиях - сараи и колодцы, а также устроены гимнастические снаряды. Церковно-приходские школы размещались в собственных зданиях. Содержались обе на средства духовного ведомства. В обеих школах обучались 144 мальчика и 24 девочки. (В первом министерском училище-51 мальчик и 9 девочек, во втором-55 мальчиков и 7 девочек.)
В селе работали две аптеки: одна – частная, а другая – общественная при волостном правлении. Из последней лекарства выдавали жителям бесплатно. Медицинскую помощь больным оказывали вольнопрактикующий доктор и фельдшер, живущие в селе, одна акушерка. Упоминает А. Твалчрелидзе и об основных самых грозных болезнях белоглинцев того времени: «Лихорадочные болезни (тифы), скарлатина и дифтерия свили себе прочное гнездо в селе благодаря грязи, навозу и разным отбросам, которые можно встретить здесь на каждом шагу».
Огромное село получало всего 5 газет – «Биржевые ведомости», которые выписывали торговцы. Письма не разносились по адресам, А раздавались по воскресеньям на крыльце почты. Получивший письмо обязан был давать чиновнику почты «чаевые».
В судебно-административном отношении село подчинялось земскому начальнику 3-го участка, в полицейском – приставу 2-го стана. Земский начальник, судебный следователь и становой пристав имели местопребывания в этом же селе. Здесь же находилась контора нотариуса.
Белой Глине около 190 лет. Немного, на первый взгляд – только две человеческих жизни. А вдумаешься глубже, и на тебя повеет дыханием далеких десятилетий, сама старушка – История поведет длинный, захватывающий воображение рассказ о том, как в муках радости рождалось село, росло и мужало, боролось и побеждало, раздавалось в ширь из своих изначальных размеров и, не в пример человеку, год от года молодело.
По крупицам собраны исторические сведения о Белой Глине, маленьком хуторке, который заложили на ее нынешней территории выходцы из Воронежской губернии. Это потом, когда хутор получил статус села и оно станет известным во всей Ставропольской губернии (в ее состав и входила тогда Белая Глина), официальные источники засвидетельствуют все, что поддавалось в те времена учету. К самому же началу поселения проникаешь силой своего воображения, на основе логических предположений и догадок…
До 1920 года существовали сотни: 1 Волуйская; 2 Мамоновская; 3 Сузовская; 4 Николаевская; 5 Бараховская; 6 Форштадская; 7 Белгородская;8 Широкая.
|