Существующая в различных религиях практика изгнания злых духов из одержимого с помощью заклинаний, молитв и обрядовых действий. Согласно Библии, в Саула вселился злой дух, которого изгнал Давид игрой на гуслях (1 Цар.16:14-23). Экзорцизм описан также в книге Товита и неоднократно упоминается в Талмуде. Случаи изгнания бесов Иисусом Христом и Его учениками, неоднократно описываются в Новом Завете. В древней Церкви в обряд крещения иудеев и язычников традиционно входило изгнание из них злых духов. В средние века экзорцизм составлял часть обряда крещения детей: ребенку три раза дули в лицо, повторяя при этом, "Изыди, нечистый дух, освободи место Духу Святому". С 1614 г. эта практика была закреплена в римско-католическом обряде. Краткие экзорцистские формулы упоминаются и в лютеранских крещальных обрядах, как и в первом молитвеннике короля Эдуарда VI (1549). В древней Церкви существовало особое служение экзорцистов, соответствовавшее одному из нижних уровней церковной иерархии. Процесс экзорцизма включал в себя возложение рук на одержимого, изгнание злых духов из готовящихся к крещению (оглашенных). В раннесредневековой Европе народные поверья о демонах, вселяющихся главным образом в женщин, о наведении такими колдуньями порчи на людей, скот, урожай, осуждались Католической Церковью как языческие суеверия. Богословское переосмысление проблемы контактов людей с демонами произошло в XIII в. в условиях борьбы Католической Церкви с ересями и в связи с ведовскими процессами. В современной жизни экзорцизм, как отметил II Ватиканский собор, утратил прежнее значение, сохранившись в чине Таинства крещения, которое снимает с человека печать греха ("Конституция "О Церкви в современном мире", 37). В Англиканской Церкви право на экзорцизм удостоверяется особым разрешением. Практика изгнания злых духов существует и в Православной Церкви. Так, например, Чин изгнания беса можно найти в Требнике (Евхологион), изданном митрополитом Киевском Петром Могилой в 1646 г. В чинопоследовании оглашения и крещения Православной Церкви сохранились особые, очень древние (известные еще по огласительным поучениям Кирилла Александрийского (IV в.) заклинательные молитвы. В одной из богослужебных книг Православной Церкви - "Большом требнике" также имеются молитвы "для изгнания бесов". Весьма развита экзорцистская практика у пятидесятников и в других харизматических движениях.